6 СОВЕТОВ ОРКЕСТРОВОЙ АРАНЖИРОВКИ

Оркестровая музыка используется не только в классике и саундтреках. Ее можно услышать во многих стилях, таких как поп, хип-хоп, клубной и даже в роке.

Без сомнения, произведения, в которых звучит оркестр, обладают большим эмоциональным весом. Если Вы хотите использовать этот инструмент, то эти советы помогут:

1. Слушайте внимательно.

Скорее всего, есть треки, которые запали Вам в душу. Наверняка Вы слушали их внимательно, разбирая на составные части каждую партию в отдельности. Начните делать то же с оркестровой музыкой. Например, когда Вы идете в кино, попытайтесь отделить визуальную составляющую от музыки и звуковых эффектов. Так же полезно анализировать выходящие отдельно от видео саундтреки к кино и играм. Там Вы можете услышать передовые технологии смешения оркестровой и электронной музыки. Анализируйте партии, аранжировку и сведение - тогда и Ваше понимание и мастерство будет развиваться. Подобные тренировки лучше делать ежедневно и не прекращать их. Анализировать оркестровую музыку гораздо сложнее, чем танцевальную или поп. Это отличный способ развить слух и повысить свое знание, понимание и чувство музыки в целом.

2. Организуйте свою библиотеку звуков.


Соберите себе необходимую библиотеку звуков. Оркестровая музыка содержит предельно много инструментов. Исходя из анализа (см. пункт 1) Вы наверняка достаточно быстро сформируете у себя в голове желаемое звучание и набор инструментов. Займитесь поиском и сбором этих инструментов в виде плагинов и сэмплов. Хорошей библиотекой оркестровых инструментов обладают Logic Pro X, Ableton Live 11 и встраиваемые библиотеки для Native Instruments Kontakt 6. Программ гораздо больше, но для начала хватит этих трех. Эти инструменты используются для подготовительной работы, а позднее переигрываются и записываются вживую. По крайней мере, лидирующие партии. Стандартом для оркестра является следующий набор секций инструментов:

- 1 Violins

- 2 Violins

- Violas

- Cellos

- Basses

- Flutes

- Oboe

- English Horn

- Horns

- Trumpets

- Trombones

- Tuba

- Bassoon

- Harp

- Percussion

Секции названы по-английски, потому что все библиотеки именуют их именно так. Бессмысленно искать в поисковике "первые скрипки библиотека kontakt", скорее всего результат Вас не удовлетворит.

3. Работайте головой.

Передать живое оркестровое звучание с помощью MIDI возможно. Это кропотливый труд, подразумевающий детальную проработку каждой ноты. Вам необходимо изучить каждый инструмент. Понять и строго придерживаться его реальных возможностей диапазона, артикуляции и динамики. В этом Вам, как всегда, поможет анализ (см. пункт 1). Для более детального изучения работы каждого инструмента, Вам необходимо углубиться в изучение теоретических аспектов, а так же классических примеров работы с партиями. Для начала будет достаточно понять принцип работы перечисленных инструментов в пункте 2.

Особое внимание стоит уделить человеческому фактору. Если Ваша задача максимально приблизить MIDI к живому исполнению, то задумайтесь над тем, что живое звучание, в отличии от цифрового, по сути, набор человеческих ошибок. Ошибок не грубых, но повсеместных. Это касается, прежде всего, неровного, относительно сетки, MIDI события и параметра Velocity для каждой ноты, каждого инструмента. Это живые люди, не забывайте об этом.

4. Перемешайте все.

Ваши возможности бесконечны. Перемешивайте оркестровую музыку с несвойственными ей сэмплами и цифровыми инструментами. В результате экспериментов и поиска собственного звучания Вы обязательно рано или поздно найдете его.

5. Мыслите нестандартно.

Расширяйте свои возможности, экспериментируйте и делайте каждое свое произведение отличным от остальных. Это позволит Вам делать актуальные и интересные работы. Однако не стоит забывать о том, что все новое - хорошо забытое старое. Поэтому не стесняйтесь анализировать чужое творчество, в том числе классические произведения или фольклор. Развивайтесь теоретически и практически постоянно.

Представьте, как работает оркестр, в каком пространстве он находится. Отличительной особенностью оркестра в целом и каждого инструмента в частности является его расположение в пространстве относительно слушателя. Много ревербирации, строгая панорама и проработка громкостей - вот еще один ключ к живому звучанию Вашего MIDI оркестра. Эти три переменных должны быть индивидуальны для каждого инструмента. Нарисуйте на бумаге каждую секцию и каждый инструмент в оркестре (включая не оркестровые). Это позволит более детально проработать каждый параметр и сделать реальное, живое сведение.

P.S. Небольшой список авторов, которые могут помочь Вам в самосовершенствовании:

Петр Ильич Чайковский

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Hans Zimmer

Howard Shore

John Williams

Clint Mansell

Thomas Newman