10 способов добавить ширины

Технологии не стоят на месте. На смену аналоговым пультам пришли цифровые методы сведения. Программные решения расширили инструментарий аранжировщиков и звукорежиссеров, дали им дополнительные возможности. Одна вещь осталась неизменной не смотря на прогресс: пара мониторов исправно служит для создания стерео изображения в треках и для восприятия слушателями наших старательно проработанных миксов.

Конечно современные миксы звучат более впечатляюще, дорого, а панорама стала чище. Это произошло не только благодаря развитию музыки как искусства, но и благодаря новым техникам. Современные миксы звучат шире, глубже, панорама используется на 100%, а звуки кристально чистые и прозрачные.

Ширина любого элемента вашего трека может улучшить его влияние. Вокал, синтезатор или любой другой звук, который нужно особенно подчеркнуть в миксе можно сделать шире и влиятельнее. Далее мы рассмотрим 10 техник, которыми можно сделать это как с моно, так и со стерео звуками.

1. Плагины имитирующие стерео. Такие плагины создают поддельную стерео составляющую из моно сигнала. Метод подделки зависит от типа программы. Некоторые используют манипуляцию с дилеем, другие - короткую ревербирацию. Более сложные процессоры работают с комбинацией фильтрации и смещения тона. Все плагины будут звучать индивидуально. Поэтому стоит послушать несколько плагинов и выбрать по вкусу. Например, iZotope Imager.

2. Авто-панорамирование. Такие плагины непрерывно двигают сигнал по пространству панорамы. Из-за постоянного смещения даже моно сигнал начинает восприниматься как стерео. Такие эффекты хорошо разнообразят звучание инструментов с длинным сустейном и перкуссий. Не обязательно настраивать устройство для сильного смещения по панораме. Вы можете использовать небольшие колебания звука, еле заметные, что бы увести звук из середины и дать ему больше ширины. Например, Auto-pan в Ableton Live.

3. Реверберация. Стерео реверберация поместит звук в помещение и это расширит его звучание, добавив стерео составляющую. Можно попробовать отключить хвост реверберации и оставить только ранние отражения. Это позволит не размазывать звук хвостом реверберации и в то же время, добавить короткие стерео-отражения для улучшения стерео сигнала. Эта техника особенно хороша для коротких звуков, перкуссий и ударных звуков. Например, Reverb в Ableton Live.

4. Double track. Запись двух дублей одного тембра. Обычно используется на вокале и гитаре. Самый частый способ расширить партию. Записываем два дубля одной и той же партии и панорамируем обе в крайние противоположные положения. Два дубля хоть и звучат одинаково, однако являются абсолютно разными сигналами и их разница создаёт в итоге стерео. Не смотря на простоту приема результат будет очень хорошо совмещаться в моно, без искажений. Можно поэкспериментировать с этим методом и записать, например одну и ту же партию, но разными тембрами. Или продублировать сигнал в крайние положения и внести разнообразие за счёт различной обработки эффектами.

5. Плагины модуляции. Эффекты типа хоруса, флейнджера или фейзера используют короткий дилей и работают с фазой сигналов. Большенство подобных эффектов работают в стерео и расширяют за счёт манипуляций звучание. Однако это серьёзно меняет исходный сигнал и зачастую плохо совмещается в моно.

6. Дилей. Очередной вариант - развести по панораме копии сигнала, которые создаёт дилей. Таким образом можно применить эффект Хааса, который гласит, что копии звуков с задержкой относительно друг друга меньше 30 мс, обрабатываются мозгом как один сигнал. Если дилей установить больше 30 мс, то восприниматься такая группа звуков будет просто как классический стерео дилей.

7. Паноромирование различных звуков. Мы можем использовать два разных звука для расширения их суммарного звучания. Например, два разных хета спанорамированные в противоположные положения и воспроизводящиеся одновременно дадут расширение для партии хетов в целом. Это частный случай использования двух дублей одного и того же тембра, как мы рассматривали ранее. Тот же приём можно осуществить, если послать сигнал на ретурн канал и развести в крайние положения сигнал и реверб от этого сигнала.

8. Частотные различия в левом и правом канале. Стерео определяется исходя из разницы в сигналах левого и правого каналов. Мы можем создать или усугубить различия, обработав противоположные сигналы. Например для правого канала сделаем усиление каких-либо частот, а в левом канале эти частоты наоборот ослабим.

9. Микросдвиг тона. Используем оригинальный моно сигнал посередине, одну его копию сместим влево, а другую - вправо. Теперь понизим питч левого звука на несколько центов, а правую копию, наоборот, поднимем на то же количество семплов. Теперь поработаем с уровнями сигналов ля достижения идеального баланса чистого сигнала и эффекта.

10. Добавление к моно сигналу стерео сигнал, с помощью техники лееринга. Часто бывает, что мы хотим расширить звуки, которые не можем обрабатывать приведёнными выше методами. Например бочка или рабочий барабан. Основной сигнал мы по-прежнему оставим в моно, однако подслоим к нему звук обладающий богатой стерео-составляющей.