Введение в mid/side

Если вы уже сталкивались с этим понятием, но все ещё не до конца понимаете как это работает - не отчаивайтесь. Вы не одиноки. Mid/side достаточно путанный концепт и не так интуитивно понятен, как концепт left/right. Однако для создания глубоких и чистых миксов понять этот принцип необходимо.

Принцип работы с mid (средней или серединной) составляющей сигнала и side (сторонней, отлично от средней) составляющей заключается в сложении сигнала левого и правого каналов. Если мы возьмём два идентичных сигнала и воспроизведем одновременно, то мы услышим от же звук, но удвоенный по уровню, так как амплитуды обоих сигналов сложатся. Это как сложение одинаковых цифр. 10+10=20.

Но если мы используем звук и его точную копию, но с обратной амплитудой, то в результате мы услышим тишину. 10-10=0. Вычитание сигналов даёт нам разницу сигналов. Обратная амплитуда - этот когда мы берём волну и разворачиваем её в вертикальном сечении. Пики выступающие вверх станут провалами, а провалы амплитуды станут пиками. Когда звуки "поглощают" друг друга и дают тишину - это называется "звуки вошли в противофазу".

Мы рассмотрели экстремальный случай, но вычеты могу не приводить к полной тишине. Все зависит от различия двух используемых сигналов.

Что бы превратить стерео сигнал в моно нужно сложит левый и правый канал этого звука. Те части звука, которые идентичны в обоих каналах удвоят свою громкость. Звуки, которые были жестко спанорамированы останутся на прежнем уровне громкости. А те звуки, которые стоят в противофазе в левом и правом каналах вычтутся из итогового сигнала.

Самые громкие участки этого моно сигнала будут являться центральными, те же что остались на прежней громкости или вычлись - сторонами сигнала.

Mid = left + right

Side = left - right

Side - это разница левого и правого канала. Только то чем они отличаются. Все части одинаковые будут формировать mid. Стерео сигнал всегда содержит некоторую разницу левого и правого каналов сигнала. Моно сигнал имеет только мид, потому что сигнал воспроизводимый обоими мониторами абсолютно идентичен.

Если рассматривать это с точки зрения стереополя и пространства между мониторами, то mid сигнал будет ровно по центру, а Side сигнал будет где угодно, кроме центра.

Mid/side на практике.

Так как mid составляющая сигнала всегда моно, а side - чистая стерео составляющая, мы можем напрямую воздействовать на ту и другую часть звука. Усиливать или ослаблять уровни составляющих или даже эквализировать в зависимости от требований микса. Однако, поскольку вы можете таким образом преобразовать звук до неузнаваемости, рекомендую уделять внимание mid/side работе в референсных миксах. Это поможет держаться в рамках разумного.

Загрузите в ваш секвенсор любимый коммерческий трек и послушайте его mid и side раздельно. Вы услышите что было расширено, что осталось в моно. Вы услышите как распределены частоты и динамика в миксе. Как сбалансированы инструменты. Этот анализ поможет вам улучшить звучание собственных миксов.