БАЛАНС ИНСТРУМЕНТОВ

Когда Вы выстраиваете свою аранжировку, каким образом принимаете решение какой инструмент использовать? Как выбираете элементы для трека? Инстинктивно? Выбираете исходя из уже готовых частей трека? Ограничиваете свой выбор стилем музыки, в котором хотите написать трек? Скорее всего Вы используйте все принципы в разной степени, но под каждым из них кроется опыт. Так и профессиональные продюсеры базируют свой выбор на уже испробованных ими вариациях инструментов, звуков и элементов.

Если Вы читаете это, значит хотите улучшить свои навыки и научиться новым приемам. И это правильно, мы постоянно должны стремиться к самосовершенствованию. В этой статье мы постараемся рассмотреть примеры удачных произведений, в разных стилях. Что бы стало яснее, мы ставим своей целью рассмотреть технологии баланса инструментов и партий, благодаря которым профи делают такие замечательные аранжировки.

Все начинается с выбора звуков и слоев относительно друг друга. Инструментов и элементов.

Как же они это делают?

У каждого есть любимая поп-композиция. Даже если это не тот стиль, который Вы слушаете регулярно. Даже если Вы работаете в андеграунде, то все ровно стоит обратить внимание именно на поп-музыку, потому что это стиль создается с целью зацепить людей. Тут задействуются самые передовые технологии написания музыки и может быть даже психоакустики.

Мы с Вами продюсеры и понимаем, что люди пускаются в пляс или срочно начинают подпевать попсовому треку не просто так. Это результат того, что трек запрограммирован на эти действия. Продюсеры сознательно сделали его цепляющим и заточённым на массового слушателя.

Послушайте, например, супер хит Katy perry - kissed a girl. Особенно переход между куплетом и припевом. Что же происходит в этой части? Вы можете подумать, что включаются гитары и все партии словно срываются с цепи, на самом же деле аранжировка упрощается. Лид вокал становится многослойным, это добавляет мощи припеву. Появляется новый синтетических бас, который играет одну и ту же ноту на 1,2,3 и 4 бите каждого такта. Не смотря на то, что гитара и пэд продолжают играть с прежним напором, их партии упрощаются и, несомненно, становятся более структурированными. Это не обычный и весьма смелый ход, однако очень эффективный.

Несомненно, в популярной музыке выбор элементов, прежде всего, основан на главном вокале. Если Вы работаете над вокалом, который хотите сделать мягким и уязвимым - не заглушайте его другими партиями. Если Вы собираетесь работать с сильным вокалистом, как Katy perry - то убедитесь, что аккомпанирующие ей инструменты сильны под стать.

Еще один прекрасный пример относительного смелого аккомпанирования - Beyoncé - single ladies. Он смел, потому что практически целиком и полностью зависит от блестящих вокальных данных Бьенс. Так же интересным ходом является то, что используется жирный бас с длинным сустейном, не смотря на то что в танцевальной музыке обычно используют более подвижную партию, качающую. И в конце концов, одним из главных хуков этой композиции является синтетическая сирена, которая звучит как восклицательный знак в музыкальном проявлении.

Усиление.

Почему некоторые треки звучат мощнее, чем другие? Понятное дело, что мощь - это очень субъективное понятие. Для некоторых это рифы гитар, так горячо любимые фанами ac/dc и metallica. Для других же это очевидно басовая линия Armand van helden. Единственное что можно утверждать для всех стилей - так это то, что мощь - это увеличение ширины и глубины звука. В любом случае прежде всего стоит изучить мнение своих потенциальных фанатов. Исходя из полученных результатов можно увеличивать или уменьшать мощь.

Хочется верить, что мощь - это когда становится много всего, тогда, когда это необходимо. Ваш барабанщик начинает играть громче, гитарист заводит дисторшн, а синтезатор отпускает cutoff и играет в полный голос.

Нужно понимать, что любая из описанных техник выше может привнести мощь в Ваш трек, но это совершенно не обязательно. Зачастую трек набирает веса от простых вещей. Например, все инструменты начинают играть одну и ту же ритмическую линию или удаляется часть аккордовых нот, что бы облегчить партии и увеличить читаемость и прямолинейность.

И не забывайте про вокальную партию! Например можно петь припев на пределе возможностей вокалиста и слушатель обязательно почувствует это эмоциональное и физическое натяжение.

Меньше да лучше!

Всегда полезно держать в уме, что у Вашего трека ограничено пространство для инструментов и элементов. И не стоит удивляться, что партия работает не так как хотелось бы, если она маскируется другими инструментами или вообще не слышна в миксе. Для частных случаев есть инструменты сведения, но в общем вы имеете коробочку, в которую влезет далеко не все. Это ценно мыслить частотами и пространством, в связи с этим представьте себе, что Ваш трек - это три коробки стоящие друг на друге. В самую нижнюю Вы кладете бас и бочку. В среднюю - мелодические инструменты и снейр. Верхняя же отводится для тарелок и партий, которые должны быть читаемы в миксе. Если одна из коробок переполнена, то партии в ней теряют в весе. Становятся не такими широкими и значимыми, иногда даже не заметными. В общем картина из трех коробок так же портится, потому что вместо аккуратно структурированных и разложенных партий, трек начинает походить на свалку всего что было под рукой автора. Перенасыщение приводит к каше в голове слушателя и он непременно выключит Вашу композицию при первой же возможности.

Если Вы все же устроили бардак у себя в проекте, то хорошим методом уборки является объективная оценка полезности каждой дорожки для трека. Послушайте отрезок дорожки в соло. Подумайте, хороша ли частотная картина партии? Нужна ли эта партия и что она должна делать в треке? Потом прослушайте тот же отрезок но уже в миксе и обратите внимание на дорожку, которую оцениваете. Что она делает в миксе? Какова ее роль? Можно ли отказаться от нее? Потом замьутируйте дорожку и оцените, потерял ли трек что-то без этого канала? Если вы сомневаетесь или уверены в ненужности этого элемента, то откажитесь от него. Замьутируйте и продолжите работу без него (может еще пригодится, но уже в другой части аранжировки) или вообще удалите канал и разгрузите процессор.


Несколько общих советов по миксу и аранжировке:

1. Анализ.

Прослушивание Ваших любимых композиций - это не только наслаждение, но и возможность получить бесценный урок по сведению, элементам и аранжировке. Уделяйте внимание переходам между частями трека, что бы услышать какой элемент выбыл, а какой появился. Попробуйте понять что изменилось и зачем этот элемент в треке, его функцию и место в коробочке. Составляйте список из элементов и приемов, которые Вам понравились. Потом можете попробовать применить их в своих треках, это не возбраняется.

2. Перкуссия.

Если Вы любите использовать в треках перкуссионные инструменты, тогда спросите себя "есть ли тут место для...". Если места нет и инструменты звучат одновременно, то попробуйте изменить их частотную характеристику относительно друг друга и расположение по панораме и глубине.

3. Струнные.

Струнные партии обычно создаются из 4х дорожек (скрипка1, скрипка2, альт и виолончель) или 5ти, если вы используете еще и дабл-бас. Каждая секция играет одну ноту и если это нарушается, то Вы теряете аутентичность звучания. Если Вы не используете большие составы инструментов, как полный оркестр или что-то подобное. Обычно квартета достаточно для решения любых задач.

4. Слишком много бочек.

В попытке сделать сильную леерную бочку, зачастую, продюсер допускает ряд конструктивный ошибок. Например, плохо подобранные сэмплы могут вызвать фазовые искажения и вместо силы, слоеная бочка получит провалы в звуке и невнятность. Всегда лучше вместо двух слабых семплов использовать один мощный.

5. Делей.

Что в сущности представляет из себя этот эффект? Повторение изначального сигнала определенное количество раз с заданным модификатором. Стоит рассматривать этот эффект и его канал (а именно на отдельный канал нужно его помещать) как отдельный инструмент, который так же занимает место в аранжировке. И не забывайте, что если делей или эхо работает параллельно сигналу, который продолжает звучать, то уровень сигналов удваивается.

6. Ревербирация.

Это так же опасный эффект с точки зрения сведения и аранжировки. Если Вы хотите сделать инструмент богаче, то используйте ревербирацию, но не скатитесь к 80м годам со звуком переполненным этим плагином. Запомните, что обрабатываемый звук начинает занимать больше пространства и становится более объемным.

7. Бэк вокал.

Ваш бэк, грамотно записанный и спланированный может легко превратить партию в пэд. Хоровое многоголосье , опевающее гармонию произведет хорошее впечатление на слушателя, но стоит обратить внимание, что это уменьшит пространство и место для прочих партий трека.

8. Панорама.

Если инструменты вынуждены звучать одновременно, то хорошим решением будет разделить их в пространстве с помощью панорамы. В принципе только вокал, бочка, бас и снейр остро нуждаются в центральной позиции стерео картины. Остальные инструменты стоит разнести по сцене Вашего микса.

9. Брейкдаун.

Отличный способ ввести новый элемент - это убрать предыдущий и заместить его новым. Вы можете добиться очень интересного звучания, сбросив практически все партии и через время вбросить другие с новой силой. Это будет как затишье перед бурей.

10. Гармония решает.

Запомните, что любой звук - это всего лишь простая комбинация фундаментальной частоты и ассоциируемых гармоник. Звук обладающий меньшим гармоническим богатством занимает меньше места в миксе. Если Вы будете думать о звуках в таком ключе, то скоро Вам станет очевидно какой звук поднять, а какой опустить.

11. Ломайте барьеры.

Вы наверняка знаете стиль, в котором собираетесь творить. Вы понимаете какие правила действуют в рамках этого направления. Однако наиболее ценный вклад в индустрию Вы сможете сделать только привнеся свежую струю в свой стиль. Не бойтесь экспериментировать. Доверяйте больше самому себе и своим инстинктам, чем чьим-либо советам.