Аранжировка: основы

Одна из основных проблем в написании музыки - не просто написать трек от начала до конца, а рассказать интересную историю, которую дослушают. Аранжировка - это план повествования, который позволяет наилучшим образом донести основную идею и правильно реализовать её в течении времени звучания произведения. Трек можно разделить на секции и у каждой - будет своя функция и принцип работы.

A1. Интро.

Песня. Короткий тизер грядущего произведения. Его задача плавно подвести слушателя к первому куплету и при этом сбросить эмоцию сформированную прошлым треком в плейлисте слушателя. Интро состоит из одного-двух элементов основной части произведения, с достаточно разряженной партией и энергетикой.

B. Куплет. Verse.

Песня. Куплет создаёт фон для припева. В нем рассказывается история, которая приводит в итоге к кульминации припева. В отличии от припева и бриджа каждый куплет уникален. Текст варьируется, однако энергия всех куплетов примерно ровна.

BC. Пред-припев. Prechorus.

Песня. Эта часть призвана связать куплет и припев. Как правило, пред-припев подаётся с большей энергетикой, чем куплет, но с меньшей, чем припев. Если припев и куплет работают на одинаковой аккордовой последовательности, то в этой секции можно изменить последовательность, что бы по-новому преподнести аккорды куплета.

C. Припев.

Это самая повторяемая часть песни. Она содержит основную идею и хук произведения, и мелодический и смысловой. Припев необходимо сделать максимально запоминаемым и повторить его максимальное количество раз. Большенство припевов ограничиваются 8 или 16 тактами.

CB. Пост-припев.

Используется после припева, если текст следующего купле начинается с затакта. Оформляется как завершающий припев инструментальный проигрыш без слов несущих смысловую нагрузку. Может содержать методический хук.

D. Бридж.

Используется в середине произведения и его целью является разнообразить аранжировку и сбросить напряжение перед кульминацией. Или сбросить и после подвести к кульминации линейным усилением эмоционального давления. По сути отвлекает внимание слушателя перед тем как повторить ещё несколько раз припев.

A2. Аутро.

Противоположность интро. Завершающая часть произведения. Призвана плавно завершить песню. В некоторых случаях в качестве аутро может использоваться припев с низкой энергией или инструментальный проигрыш или плавный увод уровня сигнала (fade out).

Типичная песенная аранжировка может выглядеть следующим образом:

A1+B1+BC+C+CB+B2+BC+C+D+C+A2

Или так:

A1+C+CB+B1+C+CB+B2+C+D+C+C

Танцевальная аранжировка.

A1. Интро.

Эта часть состоит из ударной партии и пары звуков из дропа с максимально ослабленной энергетикой и смысловой нагрузкой. Длительность интро колеблется от 30 секунд до 1,5 минут, в зависимости от стиля музыки и типа носителя. Состоит оно в основном из ритмических инструментов, что бы облегчить процесс сведения диджею.

B. Яма. Breakdown.

Обычно полностью исключает ритм-секцию, освобождая место для мелодических инструментов и создания атмосферы. В этой части танцполу даётся передышка перед очередной танцевальной секцией. Музыкальность доминирует над ритмической составляющей трека.

BC. Разгон. Build-up

Часть призванная поднять энергию от уровня заданного ямой до уровня дропа. Используются разгонные партии ударных, специальные rise звуки и короткие зацикленные участки ямы.

C. Танцевальная часть. Drop.

Является аналогом припева песенной аранжировки и содержит в себе все основные элементы. Полная ударная партия, мелодический хук и насыщенный бас. В этой части ритм доминирует над музыкой.

D. Мини-брейк.

Небольшая секция произведения отвлекающая внимание слушателя от не достаточно динамичного и разнообразного дропа. Зачастую заканчивается коротким разгоном.

A2. Аутро.

Часть очень напоминающая интро. Основное отличие заключается в постепенном угасании динамики и постепенном отключении инструментов. Часть предназначена для плавного сведения диджеем со следующим треком.